Никогда не поздно начинать изучать иностранные языки — и этому есть доказательства
Новое исследование проблем изучения иностранного языка недавно вызвало бурю в СМИ. Издания — от BBC до Daily Mail и The Guardian — тиражировали удручающую новость о том, что после десяти лет невозможно научиться свободно говорить на иностранном языке.
Все эти сообщения полностью исказили результаты исследования, и растиражированное ими сообщение оказалось ошибочным.
Прежде всего, слова «свободное владение языком» или «беглый разговор» никогда не использовались в оригинальном исследовании, опубликованном в журнале Cognition. Для этого есть веская причина: беглость речи — это не то, что интересовало авторов исследования и других ученых, изучающих влияние возраста на способности по изучению иностранного языка.
Бегло говорить на другом языке означает, что вы можете легко общаться с людьми, то есть без того, чтобы напрягаться в ходе разговора.
Практически любой человек может свободно говорить на любом языке и в любом возрасте.
Неверно суждение, что маленькие дети учатся говорить на другом языке быстрее, чем дети старшего возраста или взрослые: если разные возрастные группы проходят одинаковый по интенсивности курс обучения на иностранном языке, старшие неизменно делают это лучше, как изначально, так и в долгосрочной перспективе.
Обучающиеся в любом возрасте могут достичь блестящих результатов, даже уровня носителя языка, умело используя такие сложные структуры, как идиомы или пословицы.
«Критическое окно»
Удивительная вещь об учениках старшего возраста, которую обнаружили авторы нового исследования, заключается в том, что у них, похоже, больше проблем с усвоением отдельных, но не всех, грамматических явлений.
Хорошим примером этого является тот факт, что на английском языке большинство глаголов должны иметь на конце «s», добавляемую в единственном числе третьего лица. Многие, кто учит второй язык, часто совершают ошибки в подобных сравнительно простых правилах грамматики, даже несмотря на то, что могут демонстрировать удивительное владение лексикой. Однако, по всей видимости, если вы изучаете язык в более молодом возрасте, вам легче осваивать те структуры, которые вызывают проблемы у обучающихся в более старшем возрасте, и то же самое касается приобретения акцента носителя языка.
Некоторые ученые, в том числе авторы исследования, выдвигают так называемую гипотезу «критического окна». Они предполагают, что у нас есть особый механизм в мозгу, который позволяет изучать язык и что этот механизм «выключен» в период полового созревания — возраст, в котором большинство людей осваивали свой родной язык.
Нет ограничений в возрасте после десяти лет
Новым в этом исследовании является то, что по обычным стандартам лингвистических исследований здесь использовался набор данных беспрецедентного размера.
Это позволило исследователям более детально определить взаимосвязь между возрастом обучения и степенью владения языком, чем это было возможно ранее.
Они обнаружили, что точность ответов в грамматическом опросе резко снижалась у обучаемых, которые начали изучать английский язык после 17 лет, в далеком от десятилетнего порога возраста, на который ориентирована большая часть средств массовой информации.
Но утверждение о том, что результаты исследования показывают, что после десяти лет поздно осваивать до уровня совершенства иностранный язык, это один из худших примеров искажения научных результатов.
Есть вопросы о том, как и почему микро-особенности грамматики второго языка имеют важное значение для лингвистической теории, но не имеют большого значения для конкретного ученика. Вы можете научиться совершенно свободно говорить на иностранном языке в любом возрасте, а небольшие недостатки знания грамматики или акцент часто просто добавляют немного особого шарма.
Изучайте новые языки. Осваивайте новые инструменты. Займитесь каким- то новым видом спорта. Или не делайте ничего. Но что бы вы ни решили – делать это или не делать, не обвиняйте в проблемах свой возраст.
18.05.2018 10:39