Искусственный интеллект создаст новые рабочие места
Когда в 1470-м году в немецком городе Аугсбург начали печатать книги с иллюстрациями, гравёры по дереву запротестовали. Беспокоясь за свои рабочие места, они буквально останавливали прессы. Но в результате их услуги оказались даже более востребованы, чем раньше: кто-то должен был иллюстрировать книги, количество которых начало увеличиваться.
С тех пор опасения по поводу влияния технологий на рабочие места появлялись периодически. Недавние тревоги подобного рода связаны с изобретением искусственного интеллекта. И вновь благодаря технологиям растёт спрос на услуги профессионалов. К примеру, всё больше людей работают в интернете посредством так называемого «человеческого облака». Вопреки предположениям, многие этим занимаются благодаря появлению искусственного интеллекта.
По информации Всемирного банка, более 5 миллинов человек уже работают удалённо на таких площадках как Freelancer.com и UpWork. Люди выполняют разнообразную работу (от создания вебсайтов до написания юридических обоснований), которая приносит им как минимум несколько долларов в час. По данным специалистов Staffing Industry Analysts, в 2016 году подобные организации заработали 6 миллиардов долларов. Те, кто предпочитает работать в меньшем объёме, могут использовать сайты наподобие Mechanical Turk, созданного компанией Amazon. На этом сайте около 500 тысяч работников выполняют задания вроде транскрибирования аудиозаписей, и за решение каждой требующей участия человека задачи получают несколько центов.
Многие технологические компании (в основном, с помощью аутсорсинга) нанимают тысячи людей для слежения за качеством выполнения собственных услуг. В распоряжении Google находится армия из 10 тысяч «оценщиков», которые помимо прочего просматривают видео с YouTube или тестируют новые функции. У Microsoft есть система Universal Human Relevance System, и её участники каждый месяц выполняют миллионы микрозадач наподобие проверки поисковой выдачи.
И эти цифры будут расти. Одна из причин роста – спрос на «модерацию контента». В Германии согласно новому закону социальные медиа должны удалять любой нелегальный контент (к примеру, отрицание Холокоста) в течение 24-х часов, иначе будут оштрафованы. Сеть Facebook объявила о том, что увеличит число своих модераторов с 4,5 до 7,5 тысяч.
Искусственный интеллект возьмёт часть этого цифрового труда на себя. К примеру, компьютерные программы научились качественнее транскрибировать аудиозаписи. И всё же благодаря искусственному интеллекту растёт спрос на другие виды цифрового труда. «Роботы» используют большую вычислительную мощность и оперируют изощрёнными математическими формулами, но для достижения результатов им необходимы данные, обработанные людьми. Чтобы научиться различать дорожные знаки и пешеходов, алгоритмам беспилотных автомобилей нужно обработать массу видеоматериалов. Пешеходы и знаки на этих видеозаписях должны быть обозначены, их «маркируют» вручную. В маркировке участвуют тысячи людей. Когда алгоритм приступает к выполнению задач, люди проверяют качество его работы и пишут отзывы, которые помогут его улучшить.
Сервис по выполнению микрозадач CrowdFlower – это пример «человека в контуре управления». Люди сортируют электронные письма клиентов, к примеру, по содержанию, настроению или по другим критериям. Эти данные обрабатывает алгоритм и в итоге «учится» правильно сортировать большую часть писем. Но в решении сложных задач вновь принимают участие люди.
Следовало бы ожидать, что в ходе улучшения алгоритма люди покинут этот процесс. Но по словам работника исследовательского отдела Microsoft Мэри Грэй, вряд ли это случится в ближайшем будущем. В конечном счёте алгоритмы могут настолько «поумнеть», что будут выполнять задания и обучаться самостоятельно. Но потребителям и компаниям нужны ещё более развитые девайсы с искусственным интеллектом: помощникам Alexa от Amazon и Cortana от Microsoft предстоит научиться отвечать на более сложные вопросы. Для обучения алгоритмов и обработки исключений всё же понадобятся люди.
Мэри Грэй и её коллега по Microsoft Research Сиддхартх Сури считают, что сервисы UpWork и Mechanical Turk – это только начало. По их мнению, всё больше людей будут получать и выполнять в сети задания, объединяя усилия с искусственным интеллектом. К примеру, туристическое агентство может использовать искусственный интеллект для выполнения стандартных задач (вроде заказа авиабилетов), а более сложную работу (создание индивидуального маршрута для путешествия по городу) передавать людям.
Майкл Бернштейн и Мелисса Валентайн из Стэнфордского университета полагают, что всё зайдёт ещё дальше. Они прогнозируют появление временных «фирм», которые будут нанимать сотрудников через интернет, а работу организуют с помощью искусственного интеллекта. Чтобы опробовать идею, исследователи разработали программу для создания таких виртуальных компаний, специализирующихся на отдельных проектах. К примеру, программа наняла специалистов и распределила задачи с целью создать приложение, которое позволяет из мчащейся к больнице машины скорой помощи сообщить врачам о травмах пациента.
Работать в таких «однодневных» организациях, наверное, здорово. Но многие опасаются, что из-за человеческого облака появится цифровой пролетариат. Специалист Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Сара Робертс обнаружила, что модераторы контента часто «перегорают», долгое время очищая социальные сети от аморального контента. Марк Грэхэм из Оксфордского университета пришёл к выводу, что платформы для работы в сети для многих действительно стали новым источником дохода (особенно в бедных странах), но из-за подобных услуг начали снижаться зарплаты. Поэтому при создании программ по цифровому труду правительству следует действовать осторожно – так поступили в Кении, надеясь создать более 1 миллиона рабочих мест в сети.
Технологии – это не воплощение зла или добра в чистом виде. Благодаря печатному прессу у гравёров по дереву в Аугсбурге появилась новая работа, но она оказалась монотонной. Плюсы и минусы идут рука об руку, и вряд ли в будущем этого удастся избежать.
01.09.2017 14:51